вторник, 19 апреля 2011 г.

Страстная. День третий. Приход эллинов.

ПРИХОД ЭЛЛИНОВ
(Ин.12:20-41)


«…Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она».
Владислав Ходасевич

Вторник продолжается. Снова – храм, снова - Иерусалим, переполненный в эти пасхальные дни паломниками. Но сегодня здесь происходит нечто  особенное – потому что «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины».
Им-то, язычникам, пришедшим из такого далека, что здесь нужно?
Разве мало для них, у них -  своих, столь многочисленных, «богов»?
В чем цель их появления в Иерусалиме?
Она – очевидна: придя в этот  такой чуждый им город, «Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса».
Нам хочется видеть Иисуса…
Благая Весть достигла и их!
И они отзываются на неё своим приходом к Спасителю.
Видимо, придя в этот совершенно незнакомый для них Иерусалим, они ищут человека, который понимает их язык – и находят такового в Филиппе (само греческое имя которого позволяет предположить его греческие корни).
Может быть, не зная, как следует поступить, «Филипп идет и говорит о том Андрею» - который, неслучайно названный Первозванным, понимает истинное значение, величие этого факта прихода, желания эллинов, греков - видеть Иисуса!
Уже вдвоём  они спешат к Спасителю -  и, придя,  «Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу».
И звучат Его слова, Его реакция на происходящее: «Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому».
Пришёл час прославиться Сыну Человеческому…
Как, наверное, встрепенулись ученики при этих словах Спасителя!
Наконец-то наступает тот момент, которого все так ждут – явление Мессии в силе и славе!
Наверное, им и в голову не приходит, какому часу  и какой форме «прославления» Иисуса уже так скоро станут они свидетелями.
А Спаситель, быть может, думает о том, что в самом - самом начале Его земной жизни к Нему, к Его колыбели - тоже пришли язычники, волхвы.
И вот теперь, когда тень Креста уже  осеняет собой Его лик - пришли эллины…
Круг – замкнулся.
Весть – достигла язычников! Достигла эллинов, «наиболее цивилизованных и образованных» людей того времени.
Максимум возможного - исполнен.
Семена, зерна веры посеяны – и не только здесь, в Палестине, но и далеко за её пределами.
Теперь зерну надлежит погибнуть, чтобы затем прорасти и принести плоды: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» - произносит Иисус.
Но Сын Божий – одновременно и в полной мере Человек.
Нераздельно – но и неслиянно.
И человеческое начало Спасителя не может не сопротивляться, не испытывать ужаса перед тем, что ожидает.
И теперь не к ученикам уже – но к Отцу Небесному обращены Его слова: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего!».
Надо ли искать другое свидетельство тому, что Он, Христос, будучи Истинным Богом  – является Истинным Человеком…
Со всеми человеческими – такими же, как у тебя и у меня –  и такими понятными чувствами.
Избавь Меня от часа сего…  
«Нормальная реакция» «нормального человека»?
Минутное колебание?
Но Он, Истинный Человек, преодолевает его. И звучат слова: «Но на сей час Я и пришел».
И зная, что ожидает Его, что это будет за «прославление» - Иисус призывает: «Отче! прославь имя Твое».
И снова – как в начале Его выхода на служение на берегу Иордана, как затем на горе Преображения  - «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю».
Звучит ответ Отца – услышанный всеми присутствующими.
Хотя - услышанный ли?
О чем говорят люди?
Поразительно – но дискуссия разгорается не о содержании прозвучавшего, а об… источнике звука!
«Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему».
Говорил - Ему?
Спасителю?
Да нет, не Ему – «Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.  Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.  И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе».
«Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» - пишет в своём Евангелии, вспоминая об этом апостол Иоанн…
Ну, и что же народ?  Он тоже «вспоминает»: вместо того, чтобы попытаться уразуметь услышанное от Спасителя, «Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?»…
Мы слышали из закона…
Позади -  целых три года, на протяжении которых Он, Сын Человеческий, Иисус Христос, с максимально возможной доступностью, в самых разных формах, в самых разных местах и ситуациях говорил людям именно о том, о чём они – снова - спрашивают сейчас Его, стоящего перед ними.
Вспоминаются ли им, снова ссылающимся на закон, Тору, как мне сейчас, слова Спасителя - «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить[1]» (Мф.5:17)?
А сейчас у Спасителя остается уже совсем немного времени.
 Но оно - ещё есть.
И «Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.  Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».
Он, Свет – ещё с ними, с теми, к кому обращены сейчас Его слова.
 С теми, кому Спаситель уже говорил - «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин.9:5).
И говорил не раз – помнишь, как совсем недавно «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12)?
У окружающих Его сейчас есть еще время уразуметь услышанное.
Хотя и совсем уже малое время.
«Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них»
 И снова так хочется спросить евангелиста – а разве не был Он все это время скрыт от них?
Он, Которого – по сути Его, в Его пред-назначении, - так и не увидели?
И вспоминая произошедшее, много лет спустя апостол Иоанн запишет в своем Евангелии:
«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».
Не просто ослеп, и тем более не родился слепорожденным – но сам ослепил глаза свои.
Так же, как сам - окаменил сердце свое.
















[1] Варианты перевода с греческого: наполнить,  дополнить, совершить.

Комментариев нет:

Отправить комментарий